16735791_1263034917119776_1508097966_o

Украинская DJ-культура – понятие шаткое и неопределенное. Единого взгляда на нее не существует и в 2017 году. Несмотря на сложность вопроса, определенные положительные тенденции в развитии диджеинга Украины все же происходят. Все чаще появляются новые исполнители, многие из которых, к сожалению, достигают большего успеха за рубежом, нежели на родине; диджеи подхватывают главные музыкальные тренды, стараясь держать планку, а некоторые из них даже продвигают менее популярные в кругах поклонников клубной музыки жанры. Мы решили разобраться в том, что же сейчас происходит с украинской DJ-культурой, пообщавшись с некоторыми ее представителями. О тенденциях, перспективах и тонкостях нам расскажут искусные повелители пульта и винила. А раз уж мы подготовили материал аккурат в канун Дня влюбленных, заодно решили расспросить наших диджеев о том, есть ли на танцполе место романтике и лирике.

Вопросы:

1) Что можете сказать про развитие DJ-культуры в Украине? На каком этапе оно находится? Что ему способствует или, наоборот, тормозит его?

2) С какими музыкальными жанрами предпочитаете работать? Откуда берете музыку? Как понимаете, что трек вам подходит? Какой предпочитаете использовать носитель?

3) Какими, на ваш взгляд, важными навыками должен обладать хороший диджей и что именно делает его “хорошим”? С чего вы сами начинали?

4) Как вы считаете, важно ли играть «хиты» и «сводить» музыку на сетах?

5) Имеют ли место быть медленные композиции на ваших сэтах? (Да/Нет – Почему?) Если да, то как на них реагируют люди?

6) Какая Ваша любимая песня о любви, которую Вы могли бы поставить во время сета в День Святого Валентина

Katro Zauber

Наша страна, как независимая, ещё очень молода. Что касается ситуации с культурой, мне как инсайдеру сложно что-то говорить. Украинские диджеи выступают за пределами страны и имеют успех, границы стираются. А слушатель находится везде. Я думаю, что попробовать себя в роли диджея может каждый желающий. А насколько человек серьезно подходит к деятельности, это уже второй вопрос. Говорить о культуре, которая пришла к нам с запада, со всей серьезностью, мне смешно. У нас это все больше похоже на копирование и следование уже существующему где-то. Тем не менее, меломанов и коллекционеров хорошей музыки хватает. А если еще и харизма, то есть все шансы занять свою нишу и внести что-то новое в DJ-культуру родины.

В 2006 году я стала собирать пластинки и уже к своему дню рождения подготовила сэт и отыграла на вечеринке в клубе Хлеб. Собирала винил и долго училась мастерству. Знала наизусть все хаус-лейблы и артистов, пластинки которых покупала и играла.

Через пару лет мои вкусовые предпочтения стали разнообразней, и я начала играть больше spacedisco, soul и фанк. Со временем перешла на CD, так как не все треки выпускаются на виниле, и я устала месяцами ждать посылки, которые не всегда доходили. Сейчас я играю хип-хоп, хаус, неофанк, RnB, соул и инди. Выбираю по принципу нравится или нет. Смело свожу абсолютно разные стили и не брезгую классными поп-хитами. Мне нравится создавать атмосферу и танцевать с толпой.

Играю на Pioneer Nexus, используя флешки, и считаю, что это очень удобно. Пробовала Serato, но к участию ноутбука в процессе игры не могу привыкнуть. Пластинки люблю и до сих пор собираю. Возможно, вернусь к этому носителю основательно, когда буду играть лишь на домашних вечеринках.

Я считаю, что важно делать то, что нравится, и быть честным с собой. Хиты вообще не обязательно играть и сводить – это дело чисто техническое. Я играю хиты и иногда мне хочется играть музыку, которая скорей всего не знакома широкому слушателю. И играю с лёгкостью и удовольствием.

Что касается сведения, то можно сводить классическим способом, а можно “встык”. Я люблю резкие сводки. Важно делать это уверенно и помнить, что в зале есть люди, и им не стоит слышать “мусор” в то время, когда они отдыхают. Для меня прежде всего важна музыка и мой уникальный взгляд на построение сэта. Я никогда не знаю, что буду играть вечером. Но днём перед каждым сэтом записываю с пол сотни новых отобранных треков за неделю. А играю в итоге весь вечер олдскульный хип-хоп, например.

Что касается жанров, то я люблю соул и блюз, а это, прежде всего, именно медленная музыка. И да, иногда я могу включить медленную музыку – когда атмосфера располагает. Но люди не танцуют в парах, они продолжают двигаться в танцах, просто замедляются. Это особый кайф, когда мне удаётся управлять настроением всей публики в зале.

Первое, что пришло в голову, это Michael Jackson – You Rock My World. Песен о любви очень много. В основном, такие я и играю. Ведь любовь движет этим миром!

 


DJ Mavr

16114326_1433890193297241_8069930050117151041_n

Как таковой DJ-культуры  ни у нас, ни где-то еще я не вижу. С одной стороны – это огромный межнациональный корпративный механизм, заточенный под ритмические квадраты и стандартную схему, умещающуюся в понятие “четыре четверти”. Сегодня это дип, вчера это был минимал,  позавчера – прогрессив и т.д. Творчеством тут называется продюсинг ритмического полуфабриката за компьютереом и  процесс дальнейшего заработка в виде диджей-сетов, чаще всего с флешками или лептопом. С другой стороны – это противоположный им формат лишь бы что/просто по приколу. К культуре это тоже отношения никакого не имеет.

И с той и с другой стороны есть приятные исключения, которые не могут повлиять на общую картину. Такая ситуация сложилась, прежде всего, из-за уже готовых западных форматов, на которые постоянно все равняются, отличаясь только тем, что используют украиноязычные названия.

Играю только на виниле. Постоянно мониторю, что выходит, копаюсь в том, что пропустил. Будучи подростком я вникал и впитывал, формируя определенное видение. Теперь уже,  с опытом, могу пользоваться интуицией, не забывая продолжать развитие в  понимании каждого жанра музыки, пусть даже и того, который не люблю.

Диджей – это комплекс навыков, начиная развитым эстетическим чувством, критическим мышлением, и заканчивая навыками понимания психологического поведения людей. И это я еще даже не упомянул об отношении к самой музыке и виртуозности.

Что касается “медленных композиций” – все закладывается в само понятие. С какого показателя bpm композиция становится медленной? В 90-х танцевальная музыка в основном была в пределах 140 bpm.  В 2000-м этот показатель снизился до 128. Сейчас для многих приемлемо танцевать под 110. Более того, мне, как диджею, нравится экспериментировать и накладывать на, скажем так, медленную композицию ускоренный в два раза бит. А еще можно крутить на 45-й скорости. Кстати, хип-хоп достаточно медленный. Мне иногда нравится погружать людей в тягучий трип, соответствующий формату заведения, конечно. Да и вообще, кто себя ограничивает – тот ограниченный. А если просто врубить  медляк – это история диджеев, работающих на “тяп-ляп”.

Сведение – один из чисто технических, но обязательных навыков диджея. По поводу хитов: лично я стараюсь играть “хиты” так, чтоб их никто не узнал, а “не хиты” играть как хиты. В этом я вижу одну из задач поставленных перед собой, как перед диджеем. А эксплуатировать “хиты” ради быстрого успеха – скучно и неприятно.

Лет 5-7 назад я записал концептуальный микс, собрав в него вещи, которые могут вызывать романтические мурашки. 14 февраля – вполне подходящий день для него. Слушать можно здесь.

Pavel Plastikk

14915250_10208983834487481_5051437496813686674_n

Сложно сказать на каком этапе находится развитие диджей-культуры, но знаю точно, что этот процесс идёт. Несмотря на экономический, социальный и политический кризис в нашей стране.

Я не люблю делить музыку на категории. Музыка несёт в себе магию момента, и хороший диджей должен научиться этот момент распознавать. Я предпочитаю играть на пластинках, но не всегда выходит покупать достаточное количество музыки на винил, увы.

Медленные треки обязательно присутствуют в моих сетах. Но медленной композицией может быть и хаус-трек на скорости 105 bpm. Умение правильно подобрать медленный трек отличает выдающегося диджея от просто хорошего. Моя мечта – это дискотеки медленных танцев.


Daria Kolomiec

15350561_1230303690348794_5726114785139571101_n Мне тяжело ответить на вопрос о DJ-культуре, потому что я не могу назвать себя диджеем. Музыка для меня – хобби, к которому я отношусь со всей ответственностью. Считаю себя человеком с хорошим музыкальным вкусом, могу технически сводить треки и создавать хорошее настроение на танцполе.

Диджей – это человек, который пишет свою музыку. А сама музыка должна быть качественной и цепляющей. Мне нравится начинать свои сеты с чего-нибудь легкого, например, Justice или Blood Orange. Потом хорошо заходит фанк, за ним – нью-диско. Когда вижу, что люди готовы врываться, я ставлю гетто-фанк. Иногда с примесями драм-н-бэйса или других стилей. Для меня никогда не существовало жанровых рамок. Люблю открывать новую музыку и могу выделить половину выходного дня на ее поиски. Слушаю, подбираю. Не обязательно в сет, может, для рубрики “микрооргазм”, или для своих подкастов. В такие моменты я прям фанатею. Ощущаю на физическом уровне удовольствие, когда нахожу новую песню, которую до меня никто не ставил и не слышал. Кайфую, когда эту песню нельзя зашазамить, или когда ко мне подходят и спрашивают: “А что это за трек?”. Поэтому вряд ли вы услышите хиты во время моих сетов. Все треки, которые я использую, стараюсь покупать.

Я играю с флешек, но мне очень нравятся винилы. Я их по чуть-чуть собираю. Параллельно училась скретчить у Коли (Николай Макеев)… и мне это понравилось. Уважаю диджеев, которые играют на виниле, и также хочу к этому прийти.

Первое, чем должен обладать хороший диджей – это хороший вкус. Второе – технические навыки сведения. Также важно чувствовать публику, для которой играешь.

Если говорить о том, стоит ли играть хиты, то, на мой взгляд, каждый вправе играть то, что считает нужным. В моем представлении “хитовость” треков – не главное. Куда важнее когда музыка, которую я ставлю, вызывает у людей эмоции; когда слушатели открывают для себя что-то новое и хотят поделиться этим с окружающими.

Я мечтаю устроить вечеринку медляков. Не “Wind of change“ или “Последний поцелуй“, которые звучали у меня в лагере, а классных медляков.

 

 


Vlad Buivol

16473859_1217781248271641_7246305341474297664_n

Для меня вопрос о том, на каком этапе находится DJ-культура в Украине, достаточно неудобный, так как я не знаю на каком этапе развития она была 5-10 лет назад или какой должна быть. Я могу констатировать факт, что появляется больше диджеев, которые играют техно. Это происходит благодаря глобальному тренду и отдельных ключевых игроков (Клоузер или Схема). Плюс, появляется больше диджеев, которые играют фанк и соул музыку, преимущественно с винила. Это тоже происходит, скорее всего, по причине глобальной актуализации фанк музыки и доступности винила.

Я играю как с электронных носителей, так и с пластинок. Заказываю или покупаю на барахолках пласты или скачиваю песни из интернета. Все зависит от формата мероприятий.

Каждый, кто хочет заняться диджеингом, должен понимать, что есть навыки, а есть вкус. Если нет хорошего музыкального вкуса и понимания аудитории, техника игры тебя не спасет. Хороший диджей должен сделать так, что бы даже самая искушенная публика танцевала.

Если честно, я не считаю, что я диджей. Я просто ставлю песни, которые нравятся мне. Так что я все время нахожусь в процессе «начинания».

Я считаю, что музыкальный вкус поможет обойтись без этих примитивных подходов. Все имеет место быть, если поставлено в нужный момент. Я часто заканчиваю свой сет этим


Nil Tarasov

Dj-культура – очень общее понятие, т.к. если объединить всех диджеев в условное сообщество, то внутри него я бы выделил три основные группы. Барные диджеи, играющие в основном фанк, соул, диско, хип-хоп и легкие стороны хаус музыки. Поп-диджеи – играют различные едкие ремиксы на поп-хиты, электрохаус, прогрессив хаус в так называемых “клубах для народа”. Третья группа, для меня самая любопытная – это те, кто продвигают различные жанры электронной музыки от техно до драм энд бэйса, они следят за мировыми трендами, лэйблами, фестивалями и являют собой некую элиту. Именно среди них сейчас происходят самые яркие изменения. Они не стремятся только развлекать, давать толпе хлеба и зрелищ. Скорее они несут некую идеологию, иную культуру, и я рад, что такого рода деятели становятся все более заметными. У нас появляются диджеи с мировым уважением, а фестивали становятся все более масштабными, хоть и редкими. Чтобы развитие продолжалось, нужно больше продюсеров, которые сочиняют свою музыку. Также нужно понимать, что каждая категория диджеев важна, и среди них есть как профессионалы, так и аматоры.

Я пришел из драм энд бэйса, но в последние несколько лет я стараюсь объединить в своих сетах много разной музыки: от даун-темпо и абстрактной электроники до техно и джангла. Хороший dj” для меня – это в первую очередь музыкальный эрудит, а это можно развить только с годами, человек может знать всю историю возникновения эйсид культуры, но если он не знает на чем играл Ринго Старр, то это не очень OK. Также, конечно, диджей должен уметь миксовать и обращаться с оборудованием. Круто, если он играет на виниле, хотя сегодня это уже не так обязательно. Сам я не играю разве что с кассет и трактора. Во времена когда в google music песни стоят 3-5 гривен, главное не потеряться в этом изобилии, это тоже важно для хорошего диджея.

Все зависит от типа мероприятия и искушенности публики, это нужно чувствовать, иногда просто необходимо расшевелить людей каким-нибудь хитярой. А на счет сведения, если вы играете хаус, техно или днб – вы обязаны сводить.

Бывало, я ставил Pink Floyd или Radiohead и это было клево. Иногда классно обратиться к классике, когда уверен, что люди поймут.

У меня есть три любимые песни о любви – True Love Waits от Radiohead, La Ritournelle от Sebastien Tellier и You Are So Beautiful To Me от Joe Cocker и думаю могу поставить песню Себастьяна.


Nikolay Makeev

14039972_10206988259040431_973536239822716735_n

DJ-культура вообще не особо развита у нас в Украине. Многие хотят быть диджеями. Но не у всех это получается. Сейчас наблюдается некая волна людей с хорошим вкусом что ли – винил, все дела. У нас много диджеев, и все они могут сводить. Но, к сожалению, многие играют музыку, которая не отличается своей оригинальностью.

Я люблю хип-хоп. В основном играю его и фанк. Хотя, иногда могу начать с хип-хопа, а закончить чем угодно. При этом я не играю популярную музыку.

Последнее время я много покупаю музыку в Google Play. Альбом группы, которая тебя интересует, скорей всего будет стоить 20 грн. Это вполне посильная сумма.

Если говорить о жанрах, это может быть совершенно разная музыка и под разное настроение, под разную атмосферу. Я люблю создавать атмосферу в заведении: можно включить любую музыку, но очень важно рассказать какую-то историю. Ты несешь в массы что-то прекрасное, и это то, что должно происходить. Очень многие этого не делают и включают те треки, которые люди хотят услышать просто для того, чтобы было весело, чтобы люди танцевали. Такое тоже допустимо, но такие диджеи не несут никакой новой информации людям, не пытаются их удивить.

Хороший диджей должен сильно любить музыку и желать поделится нею с другими.

Я больше отношу себя к скретч-диджеям, которые манипулируют и сводят на пластинках. Хотя также играю и с обычного оборудования, с флешек.

Я часто ставлю медленные композиции. Просто для разной музыки есть свое место в сете.  Это не обязательно должна быть композиция в три минуты – иногда хватит и вставки на 16 тактов. Нет никаких запретов, ты можешь включать как драменбейс, так и хип-хоп в пределах одного сета.