ghettoblaster-radio-recorder-boombox-old-school-159613

Культовые инди-роковые композиции Океана Ельзи, фирменные фанковые мотивы Дорна, растафарианское регги от 5’nizza и стёбный гопо-хаус Грибов – эти исполнители в разные времена уютно расположились на самых удобных диванах в своих нишах. Их треки стали узнаваемыми маркерами качественной украинской музыки в каждом из жанров, а успех не ограничился концертными площадками нашей страны. Мы начали не просто обыгрывать западные тренды, а задавать собственные – самобытные и аутентичные, с украинским колоритом, но европейским качеством, как в случае, например, с Onuka. Не считаться с этим стало невозможно.

Единственным бельмом в общей безупречной картине был и остаётся украинский рэп. Я не ошибусь, если скажу, что само это словосочетание у большинства людей вызовет ироничную ухмылку.

Это такое лохнесское чудовище от мира музыки: вроде кто-то встречал, но доказательства неубедительны. Попросите любого приятеля назвать трёх украинских рэперов. С большой вероятностью за этим последует минутное замешательство, после чего – в лучшем случае «Ну…эээ…Ярмак там, вроде Лоик ещё был какой-то», в худшем – «Потап».

И всё. Ярмак и Лоик – два представителя жанра, чьи имена с определённой периодичностью мелькают в СМИ, а в последнее время – всё чаще в контексте давно назревающего бифа (от англ. beef — говядина, в переносном значении – противостояние, конфликт двух рэперов). Такая безальтернативность пугает.

Если в случае с поп-музыкой, инди и хаусом мы задаём планку ближнему зарубежью, то одной из главных проблем хип-хоп культуры в Украине является вторичность и подражание России. А если уж совсем откровенно – «третичность», ведь пока российская рэп-сцена подсматривает у запада, Украина подсматривает у России. Получается эдакая человеческая многоножка, в которой мы – откровенно не самое выигрышное её звено.

Причин такой ситуации несколько: во-первых, в нашей стране попросту нет собственных мощных продюсерских центров и лейблов с продуманным и эффективным менеджментом. Единственное украинское хип-хоп-объединение «Стольный град», лидером которого выступал рэпер Ярмак, автор гимна Евромайдана, недавно сообщило о своём распаде.



Официальная причина – «непонимание того, куда мы идём». Выходит, в стране попросту негде взращивать и направлять перспективных артистов жанра. Таланты, хочется верить, остаются в андеграунде.

Во-вторых, деньги. Посмотрим правде в глаза: времена набивших оскомину клише о том, что «поэт должен оставаться голодным» и «вы тут песенки свои поёте, а заводы стоят» давно канули.

Артист – сложная во всех отношениях профессия. Только лицемер или тот, кто несерьёзно относится к качеству своего продукта, скажет, что никогда не мечтал зарабатывать на любимом деле.

И в этом смысле российский рынок по-прежнему остаётся для наших исполнителей гораздо более привлекательным: аудитория там больше, больше перспектив для творческих коллабораций, больше денег. Попасть на фит или поучаствовать в баттле с русским коллегой для наших рэперов зачастую оказывается едва ли не единственной возможностью словить хайп и способом расширить собственную аудиторию.

Но есть и хорошая новость: в конце 2016 появилась долгожданная украинская баттл-площадка – RapSoxBattle.


_-eMIXrtvhQ


Она самопровозглашена создателями «площадкой номер 1 в стране», но, справедливости ради, нужно отметить: «номер 1» – не потому что лучшая, а потому что первая и единственная. Проект тут же окрестили «украинским Versus’ом» – снова по аналогии с нашумевшим российским интернет-шоу, один из выпусков которого – баттл Oxxxymiron’а и Johnyboy’я – в апреле 2015-го набрал один миллион просмотров и вошел в историю мирового хип-хопа как самый просматриваемый баттл за сутки.



Оправдает ли такое претенциозное сравнение наш аналог? Есть ли будущее у украинского баттл-рэпа? Вопрос открытый. Говорить об успехе проекта пока рано – существует он всего несколько месяцев. Главное жанровое отличие от Versus’а – тексты для третьего раунда, согласно правилам, оба мс исполняют под бит. Самым популярным выпуском стал крайний. Отношения на камеру в нём выясняли Артем Лоик, наиболее известный по участию в телевизионном проекте «Україна має талант», и ГИГА – представитель старой школы, стоявший у истоков украинского хип-хопа. Ролик на момент публикации материала набрал 430 тысяч просмотров на Youtube за две недели.

Комментарии относительно проекта разделились: одни пророчат ему большое будущее и называют наш вариант «более эмоциональным и живым», другие подвергают сомнению компетентность ведущего и утверждают, что мы пока значительно уступаем российским коллегам хотя бы по качеству картинки, звукового ряда и монтажа.

Сравнить проекты и сделать собственные выводы можете самостоятельно.




Как бы ни было, сам факт появления полноценной украинской баттл-площадки, пусть пока сырой и с недоработками, всё же даёт надежду на прекращение стагнации украинского хип-хопа и открытие с её помощью талантливых баттл-рэперов.

Скрестим пальцы.

Автор материала: Владислава Андриянова